2) «ВОЛХОВЪ-КОММУНА». ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ.
Из Цикла - " КАК ЭТО БЫЛО..."
Пост Маргариты Ерохиной.
Судно «Волховъ-Коммуна» определенно должно занять место в Книге рекордов Гиннесса! Судно, которое стало вершиной инженерной мысли начала ХХ столетия, успешно выполняло свои обязанности весь век, включая революцию, Гражданскую и две мировые войны.
Это гигантский 81-метровый катамаран. Фактически он представляет собой как бы два «сросшихся» корабля, и у каждого собственный двигатель. Оба корпуса соединены между собой 18-метровыми арочными фермами. На этих четырех металлических «дугах» можно было поднять из морских глубин субмарину.
Судно было построено на верфях Путиловского завода в Петрограде. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель "Вулкан".
При изготовлении корпуса использовалась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. За столетие она стерлась всего на несколько миллиметров и практически не тронута коррозией. Это поражает даже опытнейших инженеров – ведь им хорошо известно, что стальные корпуса современных судов коррозия съедает за 30-40 лет. Но на катамаране ржавеют и превращаются в труху только те железные конструкции, которые были установлены уже в более позднее время. Соединяли части корпуса металлическими заклепками, которые вбивали молотками в специальные отверстия. До сих пор ходят легенды о золотой заклепке, сделанной «на счастье» и скрытой где-то на судне. Может, именно в ней секрет его невероятно долгой и счастливой жизни?
Его спроектировали и построили не только как корабль-спасатель, но и как плавучую базу для подводных лодок. Поэтому в каждом из двух корпусов катамарана размещались по 10 запасных торпед, по 50 тонн топлива, а также запасы воздуха высокого давления и оборудование для зарядки аккумуляторных батарей.
Таким образом, далеко в открытом море он становился для терпящей бедствие подводной лодки не менее желанным, чем родной причал. На «Волхове» были комнаты отдыха, где с комфортом мог разместиться весь экипаж субмарины, лазарет, запасы продовольствия, а также мастерские, где лодку можно было подремонтировать.
Судно было спущено на воду в ноябре 1913 года и вскоре вступило в строй Балтийского флота – в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы. Первым командиром «Коммуна» стал капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский.
С 1915 по 1985 год на судне постоянно служили 250 моряков. В команду входила группа из нескольких десятков водолазов, готовых в любую минуту отправиться на морское дно.
Первая субмарина, которую довелось поднять "Волхову" - злополучная АГ-15, затонувшая 8 июня 1917-го года, по причине....ну, по недосмотру капитана. Несмотря на сильный шторм, около часа ночи спасатели подняли подлодку, буквально вырвав ее из илистого грунта, отбуксировали в Ревель, где силами собственных мастерских отремонтировали – и через месяц субмарина вновь вышла в море…
Это удачное начало как бы задало тон судьбе корабля. Кажется, нет в истории России такого значительного события, в котором не приняла бы участие «Волховъ-Коммуна». Вместе с Балтийским флотом в 1918 году она совершила знаменитый Ледовый поход из Гельсингфорса в Кронштадт, где ее команда немедленно приступила к ремонту поврежденных кораблей.
В марте 1922 года на общем собрании команды было принято решение переименовать судно, и 31 декабря спасательное судно "Волховъ" получило новое название - «Коммуна». С новым именем судно продолжило свою нелегкую службу на Балтике: "коммунарцы" тушили пожар на лодке "Змея", поднимали затонувшие посыльные судна "Кобчик" и лодку № 4 "Красноармеец".
А спустя десять лет «Коммуна» оказала советской власти неоценимую услугу. В стране почти не осталось инженеров, способных проектировать подводные лодки. И тут вспомнили о лежащей на дне Финского залива новехонькой английской подлодке L55, потопленной в районе Копорской губы.
С 15 мая по 13 сентября 1928 года субмарина весом 860 тонн ступенчатым методом была извлечена на поверхность силами «Коммуны». Посмотреть на завершающий этап уникальной операции прибыл сам наркомвоенмор Клим Ворошилов. Говорят, что, объявляя благодарность экипажу, он сказал: «Если бы вы подняли со дна моря у Балаклавы все золото “Черного принца”, то и тогда не сделали бы нам большего подарка!»
Останки английских подводников, обнаруженные на L55, были отправлены на родину…
Разобрав британскую субмарину «по винтикам», советские инженеры обнаружили ряд конструктивных упущений, но все же по тем временам это была одна из самых передовых моделей. Учтя все ее недостатки и достоинства, отечественные специалисты разработали несколько проектов лодок, которые и стали основой подводного флота СССР.
Также «Коммуна» подняла с глубины подводные лодки "Большевик", М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет..
С началом Великой Отечественной войны «Коммуна» (под командованием капитана 1 ранга С. И. Рябкова) перебазируется в Ленинград. Когда обстановка на театре боевых действий стала совсем сложной, 23 члена экипажа ушли воевать на сухопутный фронт. С марта 1942 года 38 водолазов и такелажников «Коммуны» под непрерывными обстрелами и бомбежками работали на Дороге жизни, ведущей к блокадному Ленинграду. Было проведено более 60 спасательных операций, и со дна Ладожского озера подняли одиннадцать военных и гражданских судов. Во время жестоких боев катамаран поднимал также танки и автомобили, потопленные во время бомбежек, а также подлодку «Щука» и целую плавбазу. А еще на судне во время войны подготовили 159 водолазов.
В ходе интенсивных налетов гитлеровской авиации судно неоднократно получало различные повреждения, но, несмотря на это, экипаж продолжал мужественно выполнять возложенные на него ремонтные работы.
К концу 1942 года на судне почти полностью сменились командование и экипаж.... В условиях сорокаградусного мороза, при норме хлеба 300 грамм в сутки на человека моряки выполняли план судоремонта на 250 - 300 %, а некоторые - на 550 - 575 %!
В 1944 году «Коммуна» подняла четырнадцать затонувших объектов общим водоизмещением 11767 тонн, и оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Вся команда корабля была награждена медалями «За оборону Ленинграда».
Но после окончания войны спасательные операции не прекращались. Только в 1957 году судно-ветеран подняло с глубины 45 м поврежденную субмарину М-200, в октябре того же года с глубины 73 метра - субмарину М-256, в августе 1959 года - затонувший на глубине 22 метра артиллерийский катер.
В 1967 году «Коммуна» поменяла место базирования. Теперь новым домом судна стал порт Севастополь. После чего на местном предприятии «Севморзавод» корабль был переоборудован в судно-носитель глубоководных аппаратов. Когда в конце 60-х годов прошлого столетия на флот стали поступать сверхмалые подводные лодки поисково-спасательного назначения, самым подготовленным их носителем оказалась «Коммуна».
15 декабря 1974 года «Коммуна» доставила глубоководный аппарат «Поиск-2» в точку погружения, обеспечила его погружение на глубину 2026 (!) метров и поддерживала с его экипажем непрерывную связь.
На «Коммуне» было смонтировано уникальное устройство, позволяющее опускать экспериментальные макеты-отсеки перспективных подводных лодок на глубину до 2000 метров, чтобы проверить их на прочность.
Сейчас на судне установлен уникальный телеуправляемый аппарат «Пантера плюс», предназначенный для поиска и обследования затонувших объектов, снабженный видеокамерами и сложнейшими манипуляторами. Он с помощью лебедки опускается с «Коммуны» на глубину до 1000 метров.
В 1984 году военный экипаж корабля был расформирован, так как судно планировалось передать Академии наук СССР, однако Академия отказалась от этого презента, и «Коммуна» осталась в составе ВМФ.
За весь боевой путь аварийно-спасательное судно «Волховъ-Коммуна» оказало помощь более ста кораблям, судам и подводным лодкам, и возможности применения столетнего корабля-спасателя до сих пор не исчерпаны. И хотя злые языки утверждают, что «Коммуна» теперь может передвигаться только с помощью буксиров, ее капитан Анатолий Ишинов свидетельствует: единственное, что было на судне не в строю, – кабинетный рояль, сработанный русской фортепианной фабрикой братьев Дидерихс в 1914 году и с тех пор украшающий кают-компанию. Однако в 2009-м и его отремонтировал севастопольский умелец В.Каминский.
